В первые годы Великой Отечественной войны небольшой городок Чистополь,
раскинувшийся на высоком берегу Камы, стал, без преувеличения, одним из
литературных центров страны. Привыкшие к размеренной провинциальной жизни
местные обыватели дивились «мудрено говорящим» незнакомцам, наводнившим дома и
улицы. Передавали даже, что как-то раз двое «новых» мужчин, разгружавших баржу
с дровами, остановились и начали … ожесточенно спорить о «Фаусте». Этому «нашествию»
было простое объяснение — в Чистополь эвакуировали известных поэтов и писателей
и членов их семей. Среди них был и будущий нобелевский лауреат Борис Леонидович
Пастернак. Два года, проведенные в «милом захолустном городке на Каме», стали
для него поистине судьбоносными — здесь он не только плодотворно работал над
стихотворениями и переводами, но и встретил человека, ставшего прототипом
доктора Живаго, главного героя одноименного
романа, принесшего Пастернаку и мировое признание, и гонения на родине.
Борис Пастернак прибыл в
Чистополь 18 октября 1941 года в числе
последней группы эвакуированных. Он поселился в комнате в доме №75 на улице
Володарского, которую ему уступил уезжавший в Ташкент поэт Перец Маркиш. Зима
1941/1942 годов выдалась на редкость суровой, не хватало дров, температура в
комнате Пастернака иной раз опускалась до +2 градусов (на улице было вообще -50
!). Тепло проникало только с кухни, в которой беспрестанно
гудели примусы и заливался на весь дом патефон.
«Однажды, когда патефон из-за заезженной пластинки выплёскивал неровные
музыкальные отрывки в течение нескольких часов, — рассказывал писатель Федор Гладков,
также находившийся в Чистополе — Борис Леонидович не выдержал, вскочил, вышел к
хозяевам и попросил, чтобы ему дали возможность работать. Его литературная
нагрузка в день достигала 200-300 строк перевода Шекспира, иначе он не успевал
по договорным обязательствам. Патефон, разумеется, остановили, пробурчав:
«Подумаешь, работа у него, интеллигент малохольный»». Сам Пастернак очень
болезненно переживал этот инцидент, упрекал
себя в чрезмерном самомнении, превознесении своей «тонко организованной»
личности над народом, с которым он жил под одним кровом в тяжелую для страны
годину. Эти самоупреки были плодом взыскательной, подчас безжалостной,
требовательности к себе. Кем-кем, а уж точно не был Пастернак «малохольным
интеллигентом». В Чистополе он наравне со своими хозяевами, всеми
бесчисленными «бабами, слобожанами, учащимися,
слесарями» трудился не покладая рук, не чураясь никакой грязной работы. «Жил я
разнообразно, но, в общем, прожил счастливо, — писал поэт в одном из писем. —
Счастливо в том отношении, что, насколько возможно, я старался не сгибаться
перед бытовыми неожиданностями и переменами и прозимовал в привычном труде,
бодрости и чистоте. (…) Я вставал в 6 утра, потому что в
колонке нашего района, откуда я ношу воду, часто портятся трубы и, кроме того,
её дают два раза в день. Надо ловить момент… Три дня я выгружал дрова из баржи,
и сейчас сам не понимаю, как я поднимал и переносил на скользкий берег эти
огромные брёвна. Надо было, и я чистил нужники. Никогда это не
омрачало мне дня, никогда не затмевало мне утраченного с радостной надеждой:
сегодня надо будет сделать то-то и то-то… (…) Мы все здесь
значительно ближе к истине, чем в Москве. В нравственном отношении все сошли с
котурн, сняли маски и помолодели, а в физическом - страшно отощали…»
Настоящей
отдушиной для эвакуированных на камские берега жителей столицы были вечера
в гостеприимном доме доктора Дмитрия
Дмитриевича Авдеева. Чистопольцы слагали про него легенды. В Гражданскую войну, как истинный врач, он лечил, не разбирая: и белых, и красных… Его примеру последует и Юрий Живаго, главный герой знаменитого романа. Владея всеми местными
языками, Авдеев успешно решал не только медицинские, но и социальные вопросы.
Рассказывали, что однажды он принимал роды в одной из татарских деревень,
предварительно, после долгих переговоров, заручившись разрешением совета
старейшин. В годы большого террора Дмитрия Дмитриевича, сына купца второй
гильдии, с высокой долей вероятности ждал арест. Его спас врачебный талант: он вылечил
от сифилиса высокого начальника местного НКВД, который посоветовал доктору на время
уехать с семьей из Чистополя. «В городе нашелся дом, где раз в неделю
собирались писатели. Это был дом Авдеева, местного врача, при доме был чудесный
участок, — вспоминала Зинаида Пастернак. — В дни сборищ писатели там
подкармливались пирогами и овощами, которыми гостеприимно угощали хозяева. Но,
конечно, не только возможность хорошо поесть привлекала к Авдееву. Всех тянуло
в их дом как в культурный центр. У Авдеева было два сына, один литературовед, а
другой имел какое-то отношение к театру. Там читали стихи, спорили, говорили о
литературе, об искусстве. Бывая там, мне иногда казалось, что это не Чистополь,
а Москва. У Авдеевых Боря читал свой перевод «Антония и Клеопатры». А сам
хозяин, по рассказам Цецилии Воскресенской, «…сидел во главе стола, с
трубкой во рту, весь седой и большие усы седые, и внимательно слушал застольные
беседы».
Пастернак подружился не только с главой семейства, но и
с его младшим сыном Валерием. Тот благоговел перед именитым гостем и с радостью
брался за любое дело. Во время работы над переводом «Ромео и Джульетты»
Пастернаку потребовалось пересмотреть все предыдущие переводы этой
трагедии. Валерий обнаружил все необходимое в чистопольской библиотеке и принес
Борису Леонидовичу. Он же перепечатывал на пишущей машинке стихи Пастернака из готовившегося
к изданию сборника «На ранних поездах». Именно Валерию Авдееву посвящено
стихотворение поэта, в котором он вспоминает свое пребывание в эвакуации:
Когда в своих воспоминаньях
Я к Чистополю подойду,
Я вспомню городок в
геранях
И домик с лодками в саду
(...)
Я вспомню длинный стол и залу,
Где в мягких креслах у конца
Таланты братьев завершала
Усмешка умного отца.
И дни Авдеевских салонов,
Где, лучшие среди живых,
Читали Федин и Леонов,
Тренев, Асеев,
Петровых.
Избрав научную стезю, — а именно геоботанику — Валерий Авдеев не оставлял своих
давних увлечений фотографией и живописью. Благодаря ему мы до нас дошли
чистопольские фотопортреты Пастернака. В 1942 году Борис Леонидович, после
некоторых колебаний, согласился позировать своему другу для живописного
портрета. Он был начат с натуры, но завершен уже по фотографиям. Облаченный в
отцовский костюм, поэт запечатлен на фоне закатной Камы, по преданиям, на том
месте, где Марина Цветаева прощалась с Лидией Чуковской, уезжая из
Чистополя в Елабугу, в свой последний путь. С 1990 года портрет Пастернака
кисти Валерия Авдеева является одним из главных экспонатов Чистопольского мемориального
музея поэта.
Борис Пастернак покинул
Чистополь летом 1943 года. Маленький
городок навсегда остался в его сердце. «Поверишь ли, ни Переделкино, ни
Лаврушинский не кажутся мне домами, и этой прелестью «своего» угла обладает
Чистополь, эта страшная дыра, всех напугавшая», — признавался он в одном из писем той поры. В 1945 году
Пастернак начал большой роман, который считал главным трудом своей жизни.
Прошло несколько лет. Рукопись разрослась, появлялись варианты, новые сюжетные
линии, не было только одного — названия. Сын поэта, Евгений Пастернак,
вспоминал, что отец мучительно перебирал варианты — «Река времени», «Мальчики и девочки», «Свеча горела», — но не один
из них его не удовлетворял. Но однажды к нему пришло письмо из Чистополя, от
доброго Дмитрия Дмитриевича. Заканчивалось оно, как всегда, любезно и лаконично
— «искренне расположенный к Вам, доктор Авдеев». «Вот оно!» – осенило Пастернака, и он вывел на
первом листе так долго искомое заглавие: «Доктор Живаго».
Чистопольские фотографии Бориса Пастернака, сделанные в 1942-1943 годах «сыном доктора Живаго»— Валерием
Дмитриевичем Авдеевым (1908-1981), украсили коллекцию нашего юбилейного
аукциона. К фотографиям приложено собственноручное письмо Авдеева, адресованное
редактору Наталье Дилакторской.