«Ребята нашего возраста все в чем-то
самоутверждались — в духе геройства военного времени— вспоминал Александр
Арефьев — украсть карточки, пырнуть ножом, набить морду, заехать в рожу и т.д.
Мы же поняли, что можно самоутвердиться путем живописи, рисования — изображения
человека: искусство — одна из сторон жизни, столь же серьезная, как любая
человеческая деятельность». Однако, этот искренний творческий порыв упирался в
мрачную стену художественного официоза, требовавшего беспрекословного
подчинения канонам социалистического реализма и игры по заданным правилам. «Школа предложила нам гипсы, и прочую
бутафорию, и всякую противоестественную мертвечину, обучая плоскому умению
обезьянничества. А кругом — потрясения войной, поножовщина, кражи,
изнасилования…» — говорил тот же Арефьев.
Он и его друзья, молодые ленинградские художники— Владимир Шагин, Шолом
Шварц, Родион Гудзенко, Рихара Васми, Валентин Громов—прошли суровую школу
жизни и очень рано повзрослели. Военное (у многих – блокадное) детство, бедная
жизнь в полуразрушенном городе, где главным воспитателем являлась улица, не
способствовали сентиментальному настроению и уж тем более слепой вере в то, что
пытались навязать извне. Пышно расцветающий «сталинский гламур» был оторван от
той реальности, с которой им приходилось сталкиваться каждый день. Они хотели
быть реалистами в подлинном значении этого слова — не бояться встретить жизнь лицом к лицу, жизнь, в которой было не
только место подвигу, но и страданию. Мир, каким бы он не был яростным,
оставался все же и прекрасным… Искусствовед Екатерина Андреева полагает, что определяющим в творчестве
художников «арефьевского круга» стали «мощный романтический пафос и тотальный
эстетизм».
Художники, сплотившиеся вокруг неформального лидера — Александра Арефьева, образовали «Орден
нищенствующих живописцев», ставший, по сути, первым неофициальным объединением эпохи Бронзового века. На первый
взгляд, название было шуточным и отсылало к средневековым традициям, но за этой
внешней иронией стояла самая беспощадная
«правда будней». Практически
все члены «ОНЖ» были отчислены за увлечением каким-нибудь «буржуазным «измом»»
из Средней Художественной школы при Академии художеств, что автоматически
закрывало возможность легального существования в художественном поле. Но
изгнание позволяло сбросить с плеч оковы двуличности и творить без оглядки на «инстанции»
— пусть для узкого круга посвященных, зато честно, «до последнего предела».
Живописцы были и вправду «нищенствующими». Большая часть наследия «арефьевцев» – графика. На холсты банально не
хватало денег, да и рисунки подчас приходилось делать на оборотах каких-нибудь
чертежей.
В своих воспоминаниях художник Олег
Фронтинский дал яркий портрет подпольных творцов: «Арефьев был великим
организатором и мотором, кроме того, он был удивительным рассказчиком. Шагин
был замечательно артистичен, пел под гитару и подумывал о карьере артиста.
Шварц был отличным математиком, философом и очень тонким ценителем чужих работ.
Васми обладал незаурядным чувством стиля и склонностью к архитектуре. Гудзенко был
большим эрудитом, знатоком поэзии и детским писателем. Кроме того, будучи
монархистом, он постоянно обыгрывал свое сходство с Николаем II. Громов проявлял себя знатоком химии,
это пригодилось ему при изготовлении красок, чем он значительно расширял обычную
палитру».
В «Ордене» состоял еще один — не живописец, а поэт. Художники любили венчать свои вечерние прогулки посещением Роальда Мандельштама, талантливого юноши, мучительно умиравшего от туберкулеза. Приход друзей его несказанно радовал, и часто он, в какой-то нездешней задумчивости, читал им свое главное стихотворение:
Сон оборвался. Не кончен.
Хохот и каменный лай. —
В звёздную изморозь ночи
Выброшен алый трамвай.
Пара пустых коридоров
Мчится один за другим.
В каждом — двойник командора —
Холод гранитной ноги.
— Кто тут?
— Кондуктор могилы!
Молния взгляда черна,
Синее горло сдавила
Цепь золотого руна.
— Где я? (Кондуктор хохочет.)
Что это? Ад или рай?
— В звёздную изморозь ночи
Выброшен алый трамвай!
Кто остановит вагоны?
Нас закружило кольцо.
Мёртвой чугунной вороной
Ветер ударит в лицо.
Лопнул, как медная бочка,
Неба пылающий край.
В звёздную изморозь ночи
Бросился алый трамвай!
И в приоткрытое окно, из сумерек, в ответ иногда доносился какой-то трудноуловимый,
быстро исчезавший, звук — то ли гудок
автомобиля, то ли окрик, то ли «звоны лютни и дальние громы»…
В коллекции аукциона «Антиквариума» — графика художников
арефьевского круга из архива Дмитрия Шагина и рукопись культового стихотворения