В совершенно неожиданном для многих коллекционеров амплуа —
художника— предстанет на нашем аукционе 20 апреля культовый поэт Олег Григорьев
(1943-1992). Художественное наследие Олега Григорьева, друга Михаила Шемякина и
участника легендарной выставки
нонконформистов в ДК «Невский» (1975), знакомо
немногим, и «Антиквариум» постарается
восполнить этот пробел.
Первым учителем Олега Григорьева
был Соломон Левин, преподаватель художественной студии во Дворце пионеров, у которого
занимались Александр Арефьев, Валентин Громов, Владимир Шагин и другие ярчайшие
фигуры неофициального искусства. В 1956 году Олег поступил в Среднюю художественную
школу при Академии художеств. «Там он
сразу обратил на себя внимание и учеников, и учителей – вспоминает его друг
Олег Фронтинский – В пятнадцать лет у него уже была репутация гения». Одним из главных эстетических потрясений своей
юности Григорьев считал выставку Пабло Пикассо
(1956), открывшую ему, что «искусство не
подражание жизни, а иная жизнь, в которой все можно». Влияние Пикассо и Миро стало все отчетливей
проступать в работах Григорьева, что, естественно, встречало отпор у наставников-соцреалистов.
В конечном счете, Григорьев, подобно «арефьевцам», был отчислен их СШХ за
формализм. Его «изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и
скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную
алогичность жизни» — рассказывает Михаил Яснов. В дальнейшем поэтическое
творчество оттеснило занятия изобразительным искусством на второй план. Тем не
менее, Григорьев никогда не забывал про блокнот и карандаш. Об этом свидетельствует
ряд виртуозных натурных рисунков 1970-х
годов с изображением животных — собак, крыс, птиц, змей. Многие
из них были сделаны во время работы Григорьева вахтером на
железнодорожной станции Предпортовая. Он мечтал иллюстрировать свои книги, однако, отсутствие
законченного художественного образования становилось непреодолимым препятствием
в глазах редакции издательства «Детская литература». Художник Валерий Дмитрюк,
оформивший вторую книгу Григорьева «Витамин роста» (1980), свидетельствует об
этом: « Стало ясно главное: ему самому хочется иллюстрировать свои книжки. Но
не дают. А все другие художники ему не очень нравятся. Но что поделаешь.
Впрямую он этого не говорил, но было очевидно». Наследие Олега
Григорьева-художника насчитывает порядка 350 работ, большая часть из них —
графика. По словам искусствоведа Любови Гуревич, «выразительность работ
Григорьева — не экспрессия как передача эмоционального перевозбуждения,
достигаемая усилением цвета, жеста, деформацией формы, — но сила и
своеобычность его образности».
В коллекции нашего
аукциона представлены работы Олега Григорьева из собрания его друзей Олега Фронтинского и Юлии Горской, охватывающие продолжительный период — от акварели «Вид из Академии художеств на мост лейтенанта Шмидта» (1950-е, время учебы в СШХ) до
характерных «Собак» (1970-е).