Государевы люди: от гардемарина до адмирала
История России как история одной семьи — именно так можно назвать один из топ-лотов нашего грядущего аукциона. Речь идет об архиве адмирала Андрея Ивановича Полянского (1698-1764) и его ближайших родственников. Коллекция уникальных исторических документов, связанных с Полянскими, охватила насыщенный век русской и европейской истории — от эпохи Петра I до времени правления Александра I. Пять автографов Екатерины II, три автографа Анны Иоановны, инскрипты Христофора Миниха, Николая Головина, Михаила Голицына, патент от французского короля Людовика XV — этот далеко не полный перечень красноречиво говорит о том, какой исторической и коллекционной ценностью обладает архив.
Биография Андрея Полянского, сына думного дьяка, очень характерна для петровской эпохи. После окончания Санкт-Петербургской морской академии, он в числе лучших учеников был послан императором во Францию для дальнейшего совершенствования в морском и корабельном деле. А в 1722 году король Людовик XV «...желая произвесть из людей способных к отправлению должности прапорщика на военных его кораблях, и зная что российской гардемарин господин Андрей Полянский имеет достоинства к отправлению оныя (…) определяет и приказывает быть ему прапорщиком на одном из своих кораблей, пользоваться и наслаждаться (…) преимуществами и правами сопряженными с сим чином и быть подчинену господину Графу де Тулузу, Адмиралу Франции…». В Россию Полянский вернется три года спустя, и вся его жизнь будет неразрывно связана с флотской службой. Он особенно отличится в годы Семилетней войны (1756-1763), когда командуя русско-шведской эскадрой, будет осуществлять блокаду прусских портов. 4 мая 1764 года императрица Екатерина II произведет Андрея Ивановича Полянского в чин адмирала.
Его младший брат Александр (1721-1818) не достиг подобных успехов на военном поприще. В 1765 году он вышел в отставку «всего лишь» полковником (в коллекции — приказ об увольнении, лично подписанный императрицей). В том же году Александр женился, и эта свадьба наделала немало шума в столичном свете. Его избранницей стала Елизавета Воронцова, в недавнем прошлом — фаворитка Петра III. Поговаривали, что так ей отомстила «матушка-императрица» — жених был уже немолод и всю жизнь находился в тени брата-адмирала. Александр Полянский, наряду с писателем и ботаником Андреем Болотовым, является одним из самых известных русских долгожителей XVIII-XIX веков. Он прожил 97 лет — невероятная по тем временам цифра. Единственной его отрадой на закате дней жизни был театр. «Человек, принадлежащий к высшему обществу, богатый и очень уважаемый за доброту души и благонамеренность, но, по старости лет, никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно, попеременкам: то в русском, то во французском, а иногда и в немецком, и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой» — таким запомнил его Степан Жихарев. Старейший театрал Российской империи умер, пережив единственного сына Александра (1774-1818) — сенатора и тайного советника, чей особняк на Английской набережной был одним из самых роскошных в Петербурге той поры.
…Более двухсот лет коллекция из 15 исторических документов XVIII-XIX веков находилась в собрании потомков Андрея и Александров Полянских. Благодаря чуткой заботе, она пережила в целости и сохранности все «великие потрясения» XX столетия, и ждет того часа, когда станет украшением частного или государственного собрания.