[Архив придворного художника]. «Утраченные» оригиналы иллюстраций Михаила Зичи к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Зичи, М.А. [автограф]. Оригинал-макет к отдельному изданию главы «Княжна Мери». Обложка, титульный лист, 61 иллюстрация. 1880–1890-е. Бумага, тушь, акварель. – 63 л.; 32x50 см. 2. Зичи, М.А. Восемьдесят две фототипии. 1870–1890-е. Коллекция фототипий с работ Михаила Зичи — главным образом, иллюстрации к русской и европейской классике. 73 фототипии (44x31,5 см; паспарту из плотного художественного картона) — издание А.А. Гусевой (папка прилагается), 9 фототипий (44,5x31,5 см; паспарту из художественного картона) — издание В. Рейнгардта. Приложено два фотопортрета Михаила Зичи (44x31,5 см; паспарту из плотного художественного картона). 3. Фотоархив Михаила Зичи и его потомков. 1860–1920-е. Оригинальные отпечатки. – 74 л. разного формата. На снимках — Михаил Зичи, члены его семьи, близкое окружение художника; виды городов, снимки театральных постановок и т.д. Большая часть фотографий — на художественном паспарту. Восемь снимков работы фотографа И.И. Потехина.

Согласно «Лермонтовской энциклопедии», оригиналы почти всех рисунков считались утраченными: «Из серии крупноплановых илл. к «Герою...» в оригиналах сохранились только илл. «Бэла у источника», «Смерть Бэлы» и «Княжна Мери, сидящая на постели», отличающиеся мастерством и эффектностью композиции. Остальные оригиналы илл. к роману до нас не дошли и известны только по воспроизведению и фотографиям (музей ИРЛИ)». В 1881 году художник совершил несколько поездок на Кавказ, посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, и сделал зарисовки пейзажей и зданий: «Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его рассказу, как бы происходил роман “Княжны Мери”... точность подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности его рассказа... рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов. Поместив в виде стаффажа несколько фигур на рисунках, я передал все выдающиеся сцены романа». По замыслу художника издание должно было содержать более 130 листов иллюстраций. В листах альбомного формата рисунок «интегрировался» в текст романа, воспроизведенный художником вручную. Обложка, ряд крупноплановых иллюстраций, на которых текст отсутствует, и шрифтовой титульный лист были ориентированы вертикально. В представленной коллекции обложка с портретом княжны Мэри, шрифтовой титул и 16 иллюстраций полностью завершены, 43 листа с текстом включают карандашные эскизы рисунков, на 1 л. – только текст и карандашная разметка. Отдельный лист – карандашный эскиз к крупноплановой иллюстрации. 24 иллюстрации Зичи к «Княжне Мери» были изданы в виде альбома с соответствующими отрывками текста (Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери», СПБ, 1891; альбом переиздан в 1900 г. А. А. Гусевой, фототипия А. И. Вильборг).

Михаил (Михай) Александрович Зичи (венг. Zichy Mihály; 1827–1906) — венгерский живописец и график, работавший при дворе российских императоров Александра II, Александра III и Николая II. Иллюстратор русской и европейской классики, автор фривольных рисунков. Учился в Вене у Фердинанда Георга Вальдмюллера. Был замечен великой княгиней Еленой Павловной, пригласившей художника преподавать рисование ее дочери — великой княжне Елизавете Михайловне. После переезда в Санкт-Петербург давал уроки в нескольких аристократических домах. В 1850–1858 гг. трудился ретушером в петербургской фотомастерской Г. Венингера, одновременно занимался портретной живописью, миниатюрой, литографией. В 1858 году за этюды коронации Александра II был удостоен звания академика акварельной живописи. В 1859 году назначен придворным живописцем. Автор многочисленных работ, запечатлевших сцены придворной жизни, в частности, императорской охоты. В 1874 году уехал во Францию, создал ряд работ по заказу правительства Австро-Венгрии. В 1880 году вернулся в Россию на прежнюю должность, в которой пробыл до кончины.

Лот №

Эстимейт

-

Стартовая цена:

Начало аукциона:

Принять участие онлайн

Категория:

Количество просмотров
лота :

Лот №

Эстимейт: -

Стартовая цена:

Минимальный шаг:

Текущая цена:

Минимальный шаг:

Начальная цена:

Категория:

Количество просмотров
лота:

Участник Ставка Время
Лот №

Лот продан

Лот не продан

Цена продажи:

Аукцион № {{::auction.number }} состоялся:

Стартовая цена:

Эстимейт: -

Категория:

Количество просмотров
лота:

Лот №

Эстимейт

-

Стартовая цена:

ИДУТ ТОРГИ

Принять участие онлайн

Категория:

Количество просмотров
лота:

Лот № 14

Лот продан

Лот не продан

Цена продажи:

Эстимейт
-

Аукцион № {{::auction.number }} состоялся:

Категория:

Количество просмотров
лота: