22 ноября в «Антикварном центре на Садовом» открылась выставка иллюстраций Михаила Зичи «Пропавшая и обретенная «Княжна Мери». Более столетия уникальные работы считались утраченными. Но - как оказалось - сохранились вместе с материалами семейного архива художника. Его стоимость - по оценке экспертов - от 10 до 15 миллионов рублей.
Шестьдесят
три крупноформатных листа — обложка, титульный лист и великолепные иллюстрации
(на многих из них — вручную, каллиграфическим почерком, написан лермонтовский
текст) — безусловная редкость музейного уровня и сенсация среди коллекционеров.
Оригиналы рисунков придворного художника российских императоров редко
встречаются на антикварном рынке.
Михаил Александрович Зичи (1827-1906) — знаменитый
художник венгерского происхождения, служивший при дворе трех русских
императоров — Александра II, Александра III и
Николая II. Почти полвека он являлся официальным художественным
хроникером Зимнего дворца, писал портреты августейших особ, коронационные
торжества, приемы, визиты иностранных делегаций, императорские охоты.
Настоящий self-made man, биография
которого — готовый сюжет исторического фильма, - отпрыск венгерского
дворянского рода, знатного, но обедневшего, вопреки воле родителей мечтавший о
кистях и красках и в погоне за этой мечтой сбежавший в Вену, был замечен великой
княгиней Еленой Павловной и приглашен в далекую Россию — преподавать рисование
великой княжне Елизавете Михайловне, ее дочери.
В Санкт-Петербурге дела Зичи сначала пошли
в гору — появились денежные заказы и уроки в аристократических семьях. Но
«музыка играла недолго». Что стало
причиной опалы — смерть покровительствовавшего ему великого князя Михаила
Павловича, слухи о романе с ученицей-княжной, резкие суждения молодого человека
о подавлении венгерского восстания 1848 года, дошедшие до императора —
достоверно неизвестно, однако, с начала 1850-х годов Зичи, лишенный заказов и
близости ко двору, вынужден все начинать с нуля. Около десяти лет он трудился ретушером в петербургской
фотомастерской Венингера, все свободное
от этой рутинной работы время посвящая живописи.
Удача к венгерскому подданному вернулась после
воцарения императора Александра II. В 1856 году Зичи пригласили на коронационные
торжества. Воспрянувший духом
художник выполнил цикл блестящих
акварелей, за которые два года спустя был
удостоен звания академика акварельной живописи. А уже в следующем, 1859-м, Михаил
Зичи назначен придворным живописцем — официальным художественным хроникером
Зимнего дворца. Особым успехом у современников пользовались его «императорские охоты».
Впрочем, творческие интересы Зичи не исчерпывались
«придворными сюжетами». Более двадцати лет художник посвятил работе с
произведениями Михаила Лермонтова. «С
тех пор, как я научился русским складам, — вспоминал Зичи, — творчество
Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта». Первым произведением,
к которому обратился художник, стала поэма «Демон», впервые изданная в России в
1860-м году. Именно этим годом датированы самые первые эскизы. А в 1881 году,
при содействии издателя Адольфа Маркса, Зичи отправился на Кавказ, посетив лермонтовские
места и сделав множество пейзажных и архитектурных зарисовок. Результатом стали
новые циклы иллюстраций - к «Демону» и «Герою нашего времени». Максимальное
внимание художник уделил самой крупной части романа — «Княжне Мери».
«Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для
иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его
описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его
рассказу, как бы происходил роман "Княжны Мери" <...> точность
подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как
средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности
его рассказа... рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а,
так сказать, точная копия с описанных оригиналов».
Часть иллюстраций к «Княжне Мэри»
Зичи подарил лермонтовскому музею в Пятигорске, а судьба другой части больше
века оставалась неизвестной. Революции, мировые войны, архив, разделенный между
странами, трагический бег реки времен, уносящей «в своем стремленьи все дела
людей» — все это практически не оставляло
надежды вновь увидеть «Княжну Мери».
В
фундаментальной «Лермонтовской энциклопедии» можно прочесть сухие и грустные
строки: «Из серии крупноплановых илл. к «Герою...» в оригиналах сохранились
только илл. «Бэла у источника», «Смерть Бэлы» и «Княжна Мери, сидящая на
постели», отличающиеся мастерством и эффектностью композиции. Остальные
оригиналы илл. к роману до нас не дошли и известны только по воспроизведению и
фотографиям»…
Но чудеса
случаются!
«Обретенные»
иллюстрации Михаила Зичи ждут своего зрителя.
Выставка
продлится с 22 по 30 ноября по адресу Садовая-Кудринская, 25.
«Антикварный центр на Садовой».
30 ноября
сохранившаяся часть семейного собрания Михаила Зичи будет выставлена на торги в
Аукционном доме «Антиквариум». Его стоимость - по оценке экспертов - от 10 до
15 миллионов рублей.