Двадцать лет назад - 25 декабря 2001
года - не стало Руслана Элинина. Физически. Но сам уход случился раньше, в 1996
году, когда тяжелейшая болезнь прекратила его литературную деятельность. Расхожий
оборот по отношению к Элинину становится актуальным и в прямом, и в переносном
смысле.
Рожденный в городе Гвардейске в семье
военного Маламагомеда Нурудинова в 1963 году, Руслан сменил несколько
военно-технических институтов, пока в начале 1980-х не оказался в Москве, где
стремительно включился в «литературную деятельность». Молодой – ему чуть больше
двадцати – поэт начал посещать студию «Сретенский бульвар», затем обучаться в
Литературном институте. В эти же годы у него появляется сначала литературный, а
затем издательский псевдоним, с отчетливой аллитерацией звучания – Руслан
Элинин.
К началу 1990-х годов он всеми силами
участвует в работе первых негосударственных литературных структур как
основатель Библиотеки неизданных рукописей, один из учредителей Всесоюзного
Гуманитарного фонда имени Пушкина, затем – создатель Литературно-издательского
агентства Р. Элинина и салона "Классики XXI века". Одновременно он
продолжает писать стихи, на себе апробируя и через себя пропуская новейшие поэтические
течения.
«Люди, подобные Руслану Элинину,
приходят на сломе эпох. В начале 90-х, когда Союз Советских Писателей
благополучно агонизировал, сами советские писатели выли в голос об утраченных
льготах, а бойкие функционеры разворовывали имущество, подаренное советской
властью верным и преданным инженерам человеческих душонок — некоторые безумцы
начали выстраивать новое литературное пространство, независимое от толстых
журналов, Дома Ростовых и буфета ЦДЛ. Они действовали на свой страх и риск,
ошибались, прогорали, но действовали. Руслан был одним из них. Он стоял у
истоков сегодняшнего некоммерческого книгоиздания, у истоков сегодняшнего
«клубного» движения (имею в виду, конечно, литературные клубы). Он начинал.
Наверное, это и было его предназначением — начинать», - вспоминал литературный
критик Андрей Урицкий.
Элинин знакомится практически со
всеми «андеграундными» литераторами двух столиц. Именно он впервые издает
сборник со стихами Пригова, Рубинштейна, Кибирова «Понедельник. Семь поэтов
самиздата», знаменитые - «Тридцатую любовь Марины» Владимира Сорокина, «00»
Татьяны Щербины, альманах «Личное дело», «Язык и действие» с пьесами Дарка,
Левшина и Бартова. Он публикует
лианозовцев, концептуалистов, трансфуристов, хеленуктов и прочая, и прочая.
А поэт Элинин «всё чаще отказывается от регулярного стиха в пользу
верлибра, начинает в текстах сплавлять природный лиризм с поэтикой минимализма,
концептуалистские приемы с мягкой иронией; он обращается к несколько
облегченным абсурдистским мотивам и даже пробует свои силы в визуальной поэзии…
К нему тянуло, он излучал энергию, он взвихривал пространство вокруг себя. Оживляясь,
становился невероятно притягательным, захватывал человека, увлекал; влюбчивый
сам, он умел влюблять в себя, в свои идеи, свои многочисленные, зачастую
утопические, проекты» (Андрей Урицкий).
За десять лет своей литературной
деятельности Элинин не только успевает невероятно много сделать. Ему оказывается
под силу главное – вывести неофициальную литературу в официальное публичное
пространство и утвердить ее в нем.
Так бывает, что истинно
подвижническая работа долгое время остается втуне, а ее плоды кажутся возникшими
сами собой. Но заложенный в ней просветительский вектор постепенно проявляет и
обнаруживает масштаб сделанного Русланом Элининым для отечественной
словесности.
Как дань памяти предлагаем
воспоминания Татьяны Щербины, написанные специально к этой дате.
Руслан
Элинин
Однажды ко мне домой пришел в
буквальном смысле «юноша бледный со взором горящим», Руслан Элинин, и стал мне
рассказывать, что хочет собрать и издать книжками весь самиздат, что придумал,
как это сделать, минуя цензуру (все напечатанные и произносимые на официальных
площадках тексты должны были ее пройти, это называлось «залитовать»), что он
зарегистрирует агентство, а не издательство, а это совсем другое, и будет
библиотека неизданных рукописей – в общем очень бледный и очень молодой, на
десять лет меня моложе, что было тогда большой разницей, Руслан с жаром убеждал
меня давать ему все стихи, которые я пишу и писала когда-либо, а он будет их
собирать, хранить и издавать, минуя типографии, доступ к которым тогда был тоже
только у «лицензированных» издателей по предъявлении цензорских подписей на
тексты. Поэзия была, как и всё остальное, делом «государственным».
И так Руслан регулярно ко мне
захаживал, досадовал, если не было новых стихов – как же так, мол, две недели
же прошло, и мне становилось стыдно, я оправдывалась, что ничего – это ничего
хорошего, на что Руслан твердо говорил, что плохое тоже нужно ему отдавать, его
задача – собирать всё. Пусть будут почеркушки на салфетках, скомканных
бумажках, отвергнутые – «всё мне», так он ставил вопрос. Как-то я выдвинула
ящик стола, а там лежали листочки с лимериками о поэтах, написанными от руки, я
их не перепечатывала на пишмашинке, поскольку это же просто шутки, но Руслан и
эти листочки взял. И вот однажды, когда я жила не в России, в конце 1991 года,
вышла моя книга «Ноль Ноль», изданная ЛИА (Литературно-Издательским Агентством)
Руслана Элинина тиражом 1500 экземпляров, с предисловием Ольги Хрусталевой,
раскупленная почти моментально. Руслан сам ее составил («всё включено», включая
и те самые лимерики, которые всем так нравятся, а так бы они просто пропали при
всех переездах), а о ее появлении я узнала с удивлением, поскольку не принимала
участия в ее подготовке. Она была издана на «газетной» бумаге (другой тогда и
не было), ротапринтным, как я понимаю, способом, это была большая книжка,
которая теперь доступна в том же виде в сети, в «Библиотеке Im Werden» - дело Руслана живет и поныне,
передается как олимпийский факел.
Руслан много чего издал, как и обещал – весь московский самиздат, кроме того, создал литературный салон «Классики 21 века» в Чеховской библиотеке – и салон, и одноименное издательство по-прежнему функционируют, начинания Руслана продолжает Елена Пахомова, но теперь «Классики 21 века» – это одна из многих литературных институций, а тогда Руслан стал первым или одним из первых частных издателей и поэтических культуртрегеров в России. Может, он пошел бы и дальше, но в 1996 году (а было ему 33 года) Руслан впал в кому, и последние несколько лет до своей физической смерти не приходил в сознание. Перенапряжение – вот что с ним произошло, надорвался. Пробивал головой государственную монополию на слово, и пробил.
_____________________________________________