Иван Сытин Бронзового века

Двадцать лет назад - 25 декабря 2001 года - не стало Руслана Элинина. Физически. Но сам уход случился раньше, в 1996 году, когда тяжелейшая болезнь прекратила его литературную деятельность. Расхожий оборот по отношению к Элинину становится актуальным и в прямом, и в переносном смысле.

Рожденный в городе Гвардейске в семье военного Маламагомеда Нурудинова в 1963 году, Руслан сменил несколько военно-технических институтов, пока в начале 1980-х не оказался в Москве, где стремительно включился в «литературную деятельность». Молодой – ему чуть больше двадцати – поэт начал посещать студию «Сретенский бульвар», затем обучаться в Литературном институте. В эти же годы у него появляется сначала литературный, а затем издательский псевдоним, с отчетливой аллитерацией звучания – Руслан Элинин.

К началу 1990-х годов он всеми силами участвует в работе первых негосударственных литературных структур как основатель Библиотеки неизданных рукописей, один из учредителей Всесоюзного Гуманитарного фонда имени Пушкина, затем – создатель Литературно-издательского агентства Р. Элинина и салона "Классики XXI века". Одновременно он продолжает писать стихи, на себе апробируя и через себя пропуская новейшие поэтические течения.    

«Люди, подобные Руслану Элинину, приходят на сломе эпох. В начале 90-х, когда Союз Советских Писателей благополучно агонизировал, сами советские писатели выли в голос об утраченных льготах, а бойкие функционеры разворовывали имущество, подаренное советской властью верным и преданным инженерам человеческих душонок — некоторые безумцы начали выстраивать новое литературное пространство, независимое от толстых журналов, Дома Ростовых и буфета ЦДЛ. Они действовали на свой страх и риск, ошибались, прогорали, но действовали. Руслан был одним из них. Он стоял у истоков сегодняшнего некоммерческого книгоиздания, у истоков сегодняшнего «клубного» движения (имею в виду, конечно, литературные клубы). Он начинал. Наверное, это и было его предназначением — начинать», - вспоминал литературный критик Андрей Урицкий.

Элинин знакомится практически со всеми «андеграундными» литераторами двух столиц. Именно он впервые издает сборник со стихами Пригова, Рубинштейна, Кибирова «Понедельник. Семь поэтов самиздата», знаменитые - «Тридцатую любовь Марины» Владимира Сорокина, «00» Татьяны Щербины, альманах «Личное дело», «Язык и действие» с пьесами Дарка, Левшина и Бартова.  Он публикует лианозовцев, концептуалистов, трансфуристов, хеленуктов и прочая, и прочая.

А поэт Элинин  «всё чаще отказывается от регулярного стиха в пользу верлибра, начинает в текстах сплавлять природный лиризм с поэтикой минимализма, концептуалистские приемы с мягкой иронией; он обращается к несколько облегченным абсурдистским мотивам и даже пробует свои силы в визуальной поэзии… К нему тянуло, он излучал энергию, он взвихривал пространство вокруг себя. Оживляясь, становился невероятно притягательным, захватывал человека, увлекал; влюбчивый сам, он умел влюблять в себя, в свои идеи, свои многочисленные, зачастую утопические, проекты» (Андрей Урицкий).

За десять лет своей литературной деятельности Элинин не только успевает невероятно много сделать. Ему оказывается под силу главное – вывести неофициальную литературу в официальное публичное пространство и утвердить ее в нем.

Так бывает, что истинно подвижническая работа долгое время остается втуне, а ее плоды кажутся возникшими сами собой. Но заложенный в ней просветительский вектор постепенно проявляет и обнаруживает масштаб сделанного Русланом Элининым для отечественной словесности.

Как дань памяти предлагаем воспоминания Татьяны Щербины, написанные специально к этой дате.

 

Руслан Элинин

Однажды ко мне домой пришел в буквальном смысле «юноша бледный со взором горящим», Руслан Элинин, и стал мне рассказывать, что хочет собрать и издать книжками весь самиздат, что придумал, как это сделать, минуя цензуру (все напечатанные и произносимые на официальных площадках тексты должны были ее пройти, это называлось «залитовать»), что он зарегистрирует агентство, а не издательство, а это совсем другое, и будет библиотека неизданных рукописей – в общем очень бледный и очень молодой, на десять лет меня моложе, что было тогда большой разницей, Руслан с жаром убеждал меня давать ему все стихи, которые я пишу и писала когда-либо, а он будет их собирать, хранить и издавать, минуя типографии, доступ к которым тогда был тоже только у «лицензированных» издателей по предъявлении цензорских подписей на тексты. Поэзия была, как и всё остальное, делом «государственным».

И так Руслан регулярно ко мне захаживал, досадовал, если не было новых стихов – как же так, мол, две недели же прошло, и мне становилось стыдно, я оправдывалась, что ничего – это ничего хорошего, на что Руслан твердо говорил, что плохое тоже нужно ему отдавать, его задача – собирать всё. Пусть будут почеркушки на салфетках, скомканных бумажках, отвергнутые – «всё мне», так он ставил вопрос. Как-то я выдвинула ящик стола, а там лежали листочки с лимериками о поэтах, написанными от руки, я их не перепечатывала на пишмашинке, поскольку это же просто шутки, но Руслан и эти листочки взял. И вот однажды, когда я жила не в России, в конце 1991 года, вышла моя книга «Ноль Ноль», изданная ЛИА (Литературно-Издательским Агентством) Руслана Элинина тиражом 1500 экземпляров, с предисловием Ольги Хрусталевой, раскупленная почти моментально. Руслан сам ее составил («всё включено», включая и те самые лимерики, которые всем так нравятся, а так бы они просто пропали при всех переездах), а о ее появлении я узнала с удивлением, поскольку не принимала участия в ее подготовке. Она была издана на «газетной» бумаге (другой тогда и не было), ротапринтным, как я понимаю, способом, это была большая книжка, которая теперь доступна в том же виде в сети, в «Библиотеке Im Werden» - дело Руслана живет и поныне, передается как олимпийский факел.

Руслан много чего издал, как и обещал – весь московский самиздат, кроме того, создал литературный салон «Классики 21 века» в Чеховской библиотеке – и салон, и одноименное издательство по-прежнему функционируют, начинания Руслана продолжает Елена Пахомова, но теперь «Классики 21 века» – это одна из многих литературных институций, а тогда Руслан стал первым или одним из первых частных издателей и поэтических культуртрегеров в России. Может, он пошел бы и дальше, но в 1996 году (а было ему 33 года) Руслан впал в кому, и последние несколько лет до своей физической смерти не приходил в сознание. Перенапряжение – вот что с ним произошло, надорвался. Пробивал головой государственную монополию на слово, и пробил.

_____________________________________________

Рукописи, самиздат, автографы и фотографии поэтов Генриха Сапгира, Игоря Холина, Ольги Седаковой, Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Татьяны Щербины, Тимура Кибирова, Алексея Парщикова, прозаиков Юрия Мамлеева, Юрия Арабова, Аркадия Бартова  и многих других из архива Руслана Элинина в коллекции аукциона 18 декабря.