Были и есть поэты,
предназначенные, прежде всего, для самих поэтов. Так лирика Иннокентия
Анненского, в любви и верности которому присягали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова и не только, во многом
определила литературную составляющую акмеизма.
Так и личность Гран Бориса Кудрякова оказала не только
художественное, но и мифическое, едва ли не мистическое воздействие на
существование литераторов и художников внутри неофициальной культуры северной
столицы. Им и слово.
Павел Крусанов:
«Борис Кудряков, он
же Гран-Борис, или просто Гран, был, наверное, самым загадочным и закрытым
человеком петербургского андеграунда. Любое слово, сказанное о нем, или даже
промелькнувшая мысль всегда неточны и нуждаются в немедленном пояснении, в свою
очередь требующем новых разъяснений и уточнений. Эта пугающая ум многослойность
восприятия Гран-Бориса во всех его проявлениях делала Кудрякова фигурой
романтически-непостижимой и отчасти мрачноватой. Человек, с которым мы свободно
беседовали и здоровались за руку, тем не менее временами казался реально не
существующим, одним из фантомов Петербурга, материализацией некой известной нам
лишь частично легенды.
Свое второе имя, богемно-сайгонское, Борис получил от Кости
Кузьминского, вместе с Борисом Смеловым. Они были друзьями, оба в тусовке Кузьминского
числились фотографами, оба выставлялись у него «под парашютом», и Костя называл
их, соответственно комплекции, Гран-Борисом и Пти-Борисом. Но если Смелова
часто называли Пти-Борей, а друзья и вовсе Птишкой, то Кудряков именовался
исключительно Гран-Борисом, в крайнем случае — Граном. Борей его называли
немногие. Было в нем что-то, побуждавшее соблюдать дистанцию.
Борис Кудряков — один из немногих писателей, кого с полным
основанием можно причислить к настоящему андеграунду. Он всегда жил уединенно,
панически боялся государства и власти и писал свои сочинения пером, макая его в
чернильницу. Плодовитым Гран-Борис не был — почти все, что он написал,
уложилось в две небольшие книжки — «Рюмка свинца» («Новая литература», 1990) и
«Лихая жуть» («Борей-Арт», 2003). Но его тексты настолько концентрированы и
уплотнены, что в небольшом объеме несут огромную информацию.
Примерно так же обстоит дело и с фотографией. Его снимки —
ловушки для зрителя. Внешне они замаскированы под небрежные любительские
поделки, и досужие посетители выставок проходили мимо них, даже не вглядываясь,
но профессионалам снимки Грана были всегда интересны. Некоторые из них
становились для коллег-фотографов знаковыми артефактами».
Борис Констриктор:
«С течением времени (сорок лет знакомства) он мне
представлялся скорее не биологической, а мифологической сущностью. Порождением
каких-то нездешних грамматик.
Уже после окончания фотоучилища и службы в армии он в 1968
году появился на Малой Садовой. Поначалу будущий автор “Ладьи темных
странствий” скептически отзывался о литературе и утверждал, что она ему “не
ндравится”, что его интересует только фотография. Но постепенно знакомство с
такими персонами, как Константин Константинович Кузьминский (ККК), Владимир
Эрль (В. Э.) и другие изменило его взгляды на искусство столь кардинально, что
он начал не только запойно читать запрещенные книги, но и сам стал писать прозу
и стихи. Один из первых его опусов того периода “Песня над озером” настолько
пришелся по душе В. Э., что он напечатал его в эстетике своего машинописного
канона. Стихотворением 1969 года, где лирический герой собирался навестить
“больную бледнолицую инфанту”, помнится, восхищался ККК.
Вскоре Б. К. становится завсегдатаем салона ККК на бульваре
Профсоюзов. Там Гран-Борис вступает, не оставляя занятий литературой, в
творческое соперничество с гениальным фотографом Борисом Смеловым
(Пти-Борисом). Эта многолетняя дуэль двух выдающихся фотографов однажды привела
Грана и Пти к настоящему поединку на лопатах в угольной яме кочегарки Апраксина
двора (после распития портвейна в “Сайгоне” и принятия каких-то усиливающих
кайф таблеток). Видавший виды сменщик настолько был потрясен обликом сдававшего
ему дежурство Б. К., что тут же молча выдал дуэлянту рубль, мистическим образом
предвосхитив с будущим лауреатом ритуал Премии Андрея Белого.
Последнее убежище Гран-Бориса — однокомнатная квартира на
самом краю города, заставленная сверху донизу диким количеством картонных
коробок с рукописями, негативами, картинами и каким-то невероятным барахлом,
которое он несколько лет собирался выбросить и оставить только самое ценное,
отделить зерна от плевел. Увы...
Знакомство с ККК переросло в дружбу с художниками, и Б. К.
стал писать маслом. Б. К. участвовал в
выставках, напечатал в самиздатском неофутуристическом журнале “Транспонанс”
статью о нонконформистской живописи “Рукосуйный маргарин”. Таким образом,
фотография обогащала слово, а живопись — фотографию. Границы между видами искусств
размывались, шло взаимопроникновение. Тот, кто видел его последние натюрморты,
сделанные обыкновенной “мыльницей”, не забудет их никогда. Это дзен.
“Плоды холодных наблюдений” находили прибежище в
самиздатских журналах и антологиях (“Часы”, “Обводный канал”, “Транспонанс”),
были удостоены Премии Андрея Белого (1979), Тургеневской премии за малую прозу
(1998), и, естественно, Кудряков стал почетным членом Академии зауми».
Валерий Вальран:
«Борис Кудряков с конца 1950-х годов стал снимать
ленинградские дворы и жизнь города. Если официальная фотография разрабатывала
две темы – парадный и лирический город, то Б. Кудряков снимал ленинградские
трущобы - покосившиеся дома с облупленной штукатуркой и выбитыми окнами,
грязные дворы, в которых играют дети на фоне дровяных сараев, улицы с разбитыми
тротуарами, по которым бредут озабоченные советские граждане, т. е.
беспросветную убогость советской жизни. А она была повсюду, в любом
ленинградском дворе, даже на Невском проспекте.
Бориса интересовала не только мрачная жуть ленинградской жизни.
У него есть лирические пейзажи города, снятые, по-видимому, моноклем. («Пейзаж
городской с мостом на среднем плане и дымкой отечества». 1964, «Пейзаж в
пригороде Ленинграда», 1970). В 1963 году он сделал ряд фотографий на пляже у
Петропавловской крепости, в 1965 - серию «Увольнение», где два солдата
соблазняют девушку.
Портреты снимал не охотно, «под нажимом моим… Портреты
поэтов он также предпочитал снимать на задворках» (К. Кузьминский).
Абсурд, мрачная ирония, введение текстов в изобразительный
ряд, авторские комментарии предвосхищают тенденции постмодернизма,
представители которого впервые по достоинству оценили творчество Кудрякова.
Гран Борис примерно на 20 лет опередил свое время. Только после перестройки художники и фотографы стали систематически разрабатывать проблемы, которые волновали Грана – валоризация и эстетизация «некрасивого», внедрение логики абсурда в построение зрительного ряда, соотношение текста и изображения в произведении".