«…Такая отзывчивость на любое горе и любую несправедливость встречается крайне редко. Она, больная, плохо видевшая, одна, без сопровождающих, могла несколько часов просидеть на каменных ступеньках у двери друга, когда его вызывали в КГБ (так было со мной), деятельно помогать, устраивать к врачам, читать все публикации и откликаться не только телефонными звонками, но и писать письма с доброжелательным, но строгим разбором.
Ее нравственное чутье было безошибочным», - такой запомнил Лидию Чуковскую поэт Владимир Корнилов.
А она подарила ему - «Чист, горяч, талантлив» – две книги. Одна из которых - была непосредственно связана с их посещением ахматовской «будки» в Комарово.
«Из хороших моих друзей, да еще бывающих нередко у Анны Андреевны, здесь один только Володя Корнилов. За обедом мы условились отправиться в Будку сразу после ужина. <...>
Вошел – не знаю откуда, с улицы или из соседней комнаты (если таковая существует) – высокий, рыжеватый, крупного сложения молодой человек. С Анной Андреевной он не поздоровался (наверное, они сегодня уже виделись), Володе кивнул небрежно.
– Лидия Корнеевна, – сказала Анна Андреевна, – позвольте вам представить: Иосиф Бродский… Иосиф, познакомьтесь, пожалуйста, это Лидия Корнеевна Чуковская.
Бродский поклонился, и мы пожали друг другу руки. Странное у него лицо» (Л. Чуковская, «Записки об Анне Ахматовой»).
Первая известность пришла к Владимиру Корнилову вместе с появлением альманаха «Тарусские страницы» (1961), который быстро был запрещен. Прочитав публикованную здесь его повесть в стихах «Шофер» с автором захотел встретиться Корней Чуковский. 16 августа 1962 года в его дневнике появилась запись: «Корнилов был… Высокий лоб, острижен под машинку, очень начитан. Говорлив, поэтичен и нежен… Впечатление подлинности каждого слова». С этого посещения началась и дружба поэта с Лидией Корнеевной, продолжавшаяся долгие годы.
Анна Ахматова относила его к числу самых одаренных стихотворцев. После первой книги стихов – «Пристань» (1964), она рекомендовала Корнилова в Союз писателей: «Не только книга стихов «Пристань», но упорная и живая работа при сильном и своеобразном даровании – я имею в виду яркий и гибкий стих, талант точной и выразительной обрисовки современных характеров, а также настойчивые и плодотворные поиски путей поэтического освоения современной разговорной речи (это – одна из первостепенных задач русского стиха) – даёт право В. Н. Корнилову встать в ряды членов Союза советских писателей. Своя интонация и свой путь в поэзии – явления совсем не такие уж частые. А. Ахматова». А он позже отчеканит:
Бога не было. Ахматова
На земле тогда была.
В середине 1960-х, когда начался процесс над Иосифом Бродским - близким другом семьи Корниловых, в квартире которых он часто останавливался, бывая в Москве и до утра споря с хозяином о поэзии, - Владимир вместе с Лидией Чуковской включился в правозащитную деятельность. "Дело Бродского показало, что сопротивляться возможно, хотя бы выражая свое несогласие с гнусностями времени. Лидия Чуковская первой, еще до суда над Синявским и Даниэлем, выступила с открытым письмом-протестом против напечатанной “Известиями” (январь 1966 г.) подлой статьи Д. Еремина “Перевертыши”. Я рад, что, добавив в него полфразы, тоже его подписал".
Острое чувство справедливости и потребность правды формировали и его творчество. С концом «оттепели» Корнилов практически уходит в самиздат; его стихи и поэма «Заполночь» распространяются в списках. Первая повесть «Без рук, без ног» (1965) – о трех летних дня 1945-го переворачивают жизнь московского подростка, доводя его до попытки самоубийства, – была сразу отвергнута редакцией «Нового мира», опубликована позже в журнале «Континент». Вторая повесть «Девочки и дамочки» (1968), принятая к печати журналом «Новый мир», но «зарубленная» цензурой, также была переправлена на Запад и опубликована в журнале «Грани». Это и провело водораздел между работой Корнилова и советской официальной литературой. К тому же он выступил в защиту Лидии Чуковской, когда ее исключали из Союза писателей, получив выговор за адресованное в секретариат письмо: «Мне стало известно, что Московский Секретариат собирается исключить из Союза писателей Лидию Корнеевну Чуковскую - женщину, которую всегда отличали честность, талант, мужество. Лидия Корнеевна Чуковская тяжело больна опасной болезнью сердца, она почти не видит. И вы, мужчины, преследуете женщину, защищенную лишь личным бесстрашием. По-человечески? По-мужски? 6 января 1974 года». Чуковскую это не спасло.
Но ее дарственные надписи на подаренных книгах свидетельствуют о благодарности своему младшему другу. «Володе Корнилову с неутомимой любовью. 4 ноября 75. - пишет Чуковская на титульном листе «сигнального» экземпляра сборника «Памяти Анны Ахматовой», добавляя цитату из цитату из «Поэмы без героя» - «На пороге стоит Судьба». А через год дарит ему вышедшее в Нью-Йорке «Открытое слово» со стихотворным посланием:
Я верю надежде,
Хотя она мне не к лицу.
Хотя и как прежде, как прежде
Конца не предвижу концу.
Володе, который тоже не где нибудь, а дома".
В 1977 году - за письмо «главам государств и правительств» с просьбой защитить академика А. Сахарова, подписанное Корниловым вместе с Л. Чуковской, В. Войновичем и Л. Копелевым, - Корнилова исключают из СП. В 1979 году его книги изъяты из библиотек и из продажи.
Уже в 1990-х, отвечая на вопрос, почему он не эмигрировал, Корнилов скажет: «Ахматова когда-то написала: «Не с теми я, кто бросил землю...» И это чисто русское (в основном, по-моему, интеллигентское) явление – трагическое отношение к эмиграции. Чем это объясняется – другим ли укладом жизни, другой ли психологией (при переезде из Англии во Францию перепады наверняка не так велики)? На Западе к эмиграции, насколько я могу судить, относятся как к делу житейскому, и ни обсуждению, ни осмыслению оно, как правило, не подлежит. Жил же Грэм Грин во Франции, Хемингуэй – во Франции и на Кубе, Мюриэл Спарк переехала в Италию, и никого это не волнует. Мне кажется: изменится жизнь в нашей стране к лучшему, и вопрос этот отпадёт. А пока, наверное, дело ещё и в том, что страна наша тяжело больна, и потому ощущаешь и большую связь с ней, и большую ответственность (как, скажем, за больного ребенка испытываешь большую ответственность, чем за здорового). Мне нужно постоянно знать, что здесь происходит, и буквально на ощупь чувствовать нашу жизнь. Такое ощущение дают мне митинги – ну, чем я мог бы это заменить?
И потом... Но сие, как говорится, важно уже в-десятых... Не уехал ещё и потому, почему как раз и должен был бы уехать. В определённых кругах считали, что многие подписывают письма протеста лишь с тем, чтобы шумнуть и уехать с почестями. В милиции (которая ко мне ходила) говорили: «Все люди вашей судьбы уезжают». В Союзе писателей на моём исключении кричали секретари: «Вы защищаете инакомыслящих, чтобы с помпой уехать на Запад». Так вот. Я не уехал ещё и из упрямства: не хотел, чтобы мой отъезд послужил очередным аргументом в таких разговорах.
Ну и потом, я писатель и мне небезразлично, как относятся к моей работе. Мой читатель здесь».