Блок, Маяковский, Бродский и др. Истории одной семьи в автографах


«Товарищ девушка! Вы мне по росту. Давайте гулять вместе!»  




В субботу 21 декабря состоится коллекционная сессия аукционных торгов «Антиквариума». Особое место среди представленных предметов занимают лоты, связанные с Евгенией Юрьевной Хин, близкой подругой Михаила Зощенко и «одесской музой» Владимира Маяковского, и ее семьей. 


Евгения Юрьевна слыла в молодости первой красавицей Одессы. Именно с неё был написан художником Е. Кибриком широко известный портрет Ласочки с двумя вишенками во рту. Портрет это был помещён как иллюстрация к «Кола Брюньон» и так понравился Р. Роллану, что он назвал его «деревенской Джокондой, принадлежащей любому времени, любому народу». 





Большая ценительница поэзии, Евгения Юрьевна была хорошо знакома с литературной жизнью родной Одессы. В своих воспоминаниях она пишет о литературных кружках, участии в «школе поэтики» Эдуарда Багрицкого и многом другом. Однако особое место здесь занимает, конечно, страстное увлечение поэзией Маяковского.


«Первым, прочитавшим стихи нам его стихи, был Эдуард Багрицкий. Мы не только полюбили их, — мы учились жить по этим стихам».  



Picture background



В 1926 году Маяковский приезжает в Одессу после своего путешествия в Соединенные Штаты, привозит «Мое открытие Америки», стихи об Испании, Америке, Гаване, Мексике и т.д. Там, недалеко от «Лондонской», где он остановился, Маяковский впервые повстречал Евгению Юрьевну. Посредником их встречи выступил общий знакомый, поэт и одессит Семен Кирсанов. Проведя вместе несколько дней в Одессе, Владимир Маяковский и Евгения Хин впоследствии поддерживали общение и после ее переезда в Москву — а потом в Ленинград, и после замужества. 


Как раз в Москве, придя к двери ее небольшой комнаты на Большом Афанасьевском переулке и увидев там двух молодых людей, ожидавших Евгению Хин, поэт написал прямо на белой доске двери карандашом: 



«К этой


    самой


        Жене Хин


вечно


    ходят


        женихи»




Общение В. Маяковского и Е. Хин неизменно «кружило» вокруг литературы, вокруг поэзии. Так, по воспоминаниям Евгении Юрьевны, они устраивали соревнования на знание поэтов — Евгения Юрьевна очень гордилась тем, что «”загнала” Владимира Владимировича на Иннокентии Анненском. <...> Поэт увлекался настолько, что кричал соседке, звавшей его к телефону: “Шлите к черту!” — только, чтобы не дать мне собраться с силами».


В Ленинграде поэт навещал Евгению Хин уже на Адмиралтейской набережной, где она жила вместе с мужем, Орестом Вениаминовичем Цехновицерем. Восхищался их домашней библиотекой, включавшей в себя, помимо прочего, и огромный раздел изданий Владимира Маяковского, первых изданий его стихов, материалы о нем и т.д. 


Орест Вениаминович Цехновицер (1899-1941) был профессором филологии Ленинградского университета, выпустил ряд интересных работ по массовым праздникам и театру «Петрушка». Под его редакцией вышли «Романтические повести» В.Ф. Одоевского («Прибой», 1929), повести Ф.М. Достоевского («Художественная литература», 1940, с его вступительной статьёй). 

В начале Великой Отечественной войны, несмотря на освобождение от призыва, Орест Цехновицер ушел добровольцем на фронт и погиб в море 29 августа 1941 года. Помимо смелости на фронте, он имел смелость заступиться за Осипа Эмильевича Мандельштама, о чём упомянуто в предисловии к стихам поэта. («Чехов», Нью-Йорк).


Летом 1941 года началась эвакуация жителей Ленинграда, и Евгения Юрьевна поехала воспитателем с детьми писателей Ленинградского отделения Литфонда  в город Гаврилов-Ям Ярославской области. Очевидцам тех событий, в частности, Галине Викторовне Введенской, особенно запомнилась буйная зелень лета 1941 года. Во время прогулок дети усаживались в кружок на траве вокруг Евгении Юрьевны — она была прекрасная рассказчица. 


Впоследствии Евгения Юрьевна второй раз вышла замуж и переехала в Москву, а квартира на Адмиралтейской набережной, куда приходил в гости Владимир Маяковский, вновь стала центром литературной (и диссидентской) жизни, только уже благодаря сыну Евгении Юрьевны и Ореста Вениаминовича, Юрию Орестовичу Цехновицеру. Иосиф Бродский, Олег Григорьев, Михаил Шемякин, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Глеб Горбовский… Список гостей дома на Адмиралтейской набережной и его хозяина можно продолжать еще долго. Юрий Цехновицер был личностью поистине незаурядной — чего только стоит этот список из некоторых имен его окружения! 

Живописец, график, мастер фотографии, архитектор. С 60-х годов работал в области художественной фотографии, вместе с Б.Б.Вахтиным устроил ряд выставок, в том числе выставку «Смена времён года на камнях великого города» в ленинградском отделении Союза архитекторов, выставку графики и фотографии в ленинградском Союзе писателей, запрещенную через 24 дня после открытия и т.д. На излете хрущёвского периода Цехновицер был единственным членом Союза архитекторов, выступившим против планировавшейся «реконструкции» Невского проспекта, предполагавшей устройство витрин с товарами ленинградского Совнархоза на месте срезанных двух этажей зданий вдоль всего проспекта. Результатом этого заступничества за город стало замалчивание творчества мастера. Единственным построенным по проекту Цехновицера зданием в Ленинграде было кафе «Орбита» на Большом проспекте Петроградской стороны. 





КАТАЛОГ