«Человеческая трагикомедия», переведенные с немецкого очерки Иоганна Шерра, представлены на предстоящих клубных торгах «Антиквариума».
Издание посвящено трагическим судьбам известных людей — Элоизы и Пьера Абеляра, Жанны Д’Арк, Оливера Кромвеля, королевы Матильды Датской, Марии-Антуанетты и другим.
После выхода этой книги цензор был уволен, а книга, признанная «крайне вредной», изъята из обращения за «стремление поколебать религиозные убеждения и ослабить уважение к монархической власти». Что же повлияло на решение запретить издание?
29 декабря 1876 г. книга была представлена в Московский цензурный комитет. Цензор князь Голицын не принял мер к задержанию книги, за что был отстранен от должности. Министр внутренних дел А.Е. Тимашев 3 марта 1877 г. в представлении Комитету министров писал: «Образ выражения мысли, т.е. обороты речи... не представляются в той резкой, грубой и нередко наполненной крайнего цинизма форме, которой отличается первое издание. Несмотря на пропуск в новом переводе очерков Шерра некоторых крайне грубых и неприличных мест, а также на смягченную форму изложения мыслей автора, вновь изданная книга как по свойству приводимых в ней воззрений, направленных к колебанию религиозных убеждений и ослаблению уважения к монархической власти, так равно по подбору картин соблазнительного, доходящего до неприличия содержания, представляется не менее вредною, как и запрещенная прежде книга „Исторические характеристики и этюды“ Шерра». Комитет министров 15 марта 1877 г. принял в соображение, что законом 7 июня 1872 г. ему предоставлено право запрещать выпуск в свет сочинений, напечатанных без предварительной цензуры, которые были подвергнуты по распоряжению министра внутренних дел предварительному задержанию. «Имея за сим в виду, что изданная в Москве и признанная ныне министром внутренних дел крайне вредная книга поступила уже в продажу по упущению цензора (удаленного за сие от должности), комитет признал правильным повергнуть заключение сие по этому делу как превышающее высочайше поставленную Комитету министров власть, на высочайшее Е.И.В. воззрение. Что же касается существа самого представления генерал-адъютанта Тимашева, комитет разделял вполне изложенное в оном мнение о необходимости изъять из обращения названную книгу, как несомненно крайне вредную. Посему принимая во внимание, что книга эта содержит в себе статьи, уже запрещенные Комитетом министров в сборнике под другим названием к выпуску в свет ... Комитет полагал не только воспретить обращение названного издания в продаже, но и предоставить вместе с тем министру внутренних дел сделать немедленно распоряжение об отобрании книги как из места продажи, так и из библиотек и кабинетов для чтения, а также об уничтожении отобранных экземпляров».
Издание упоминается в нескольких библиофильских каталогах:
СК запрещенной печати, Т.2, №2373; Добровольский, №104; Минцлов, №245 (помечена знаком «***» – «книги, уничтоженные до выпуска из типографии»).