Несмотря на сравнительной небольшой объем (всего 156 лотов), каталог аукциона вышел довольно разнообразным. На торги выставлялась графика, книги по истории и философии, культуре и искусству, издания по географии, художественная литература. В отдельные стринги были выделены книги, посвященные русской эмиграции, и эротические издания.
Прошедшие торги вышли одними из самых стремительных за последнее время: на полторы сотни лотов аукционисты «Антиквариума» потратили один час чистого аукционного времени. Более того, аукцион мог бы пройти и еще быстрее, если бы не паузы, вызванные проблемами с интернет-ставками. Вообще, с Интернетом в этот раз вышло удивительно: некоторые ставки интернет-игроков остались неучтенными, а «шагали» интернет-участники зачастую не с первого (стартовой цены лота), а сразу со второго шага. Причем шаги могли быть самыми разными — и половина, и четверть привычных ставок. Вероятно, эта ситуация была связана с «обкаткой» новой интернет-площадки, с которой начал свое сотрудничество аукционный дом. Остается надеяться, что в будущем эти организационные недочеты уйдут в историю.
За час с небольшим с молотка ушло 70 из 156 (почти 45 %) лотов на общую сумму более 3 млн руб., или 73,6 % от среднего суммарного эстимейта. По 22 лота досталось залу и интернету, 8 были куплены участниками по телефону, 18 из 34 раз оказалась выигрышной заочная ставка.
В первом стринге каталога «История. Философия», в который вошли издания XVIII–XX вв., с молотка ушло 13 из 24 лотов на общую сумму более 500 тыс. руб. Самым дорогим изданием этого стринга (и третьим в общем ценовом рейтинге дня) ожидаемо стал лот 8 — рукопись С. И. Смирнова «Вопль жены облеченной в солнце или Победная песнь Православной греко-российской соборной и апостольской церкви против Победной повести Юнга Штилинга» середины XIX века, еще до торгов называвшаяся среди топ-лотов аукциона. Специалисты аукционного дома отмечают в каталоге: «По мнению автора книги С. И. Смирнова, Юнг-Штиллинг, взявшийся комментировать “Откровение” Иоанна Богослова, есть лжепророк, о пришествии которого предупреждал Иисус Христос. Труд так и остался в рукописи и на сегодняшний день известно лишь несколько сохранившихся экземпляров». Уникальная рукопись досталась новому владельцу без торга, за 200 тыс. руб. старта по заочной ставке.
В следующем за историческими и философскими изданиями разделе «Художественная литература. Литературоведение» было продано 18 из 42 лотов (42,8 %). Общая сумма выручки здесь составила 603,8 тыс. руб., или 81,4 % от среднего суммарного эстимейта раздела. В отличие от первого стринга торгов, где большая часть проданного ушла по стартовым ценам (либо в один-два шага), за художественную литературу боролись, по ощущениям, гораздо активнее. Рекордной ценой молотка здесь стали 110 тыс. руб., отданные участником на телефоне, спорившим с заочной ставкой со старта в 80 тыс. руб., за лот 33 — первое отдельное двухтомное издание «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского (1867).
Помимо романа Достоевского, неплохой результат показал лот 31 — запрещенный цензурой и уничтоженный, никогда не поступавший в продажу альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым в типографии Эдуарда Праца в 1848 году. Появление альманаха совпало с февральской революцией во Франции (1848), и секретный цензурный комитет, учрежденный Николаем I, запретил альманах, усмотрев в повести Авдотьи Панаевой «Семейство Тальниковых» революционное сотрясение семейных основ. Редкое издание было разыграно между несколькими интернет-участниками и с 60 тыс. руб. старта ушло в новые руки за 85 тыс. руб.
Почти полностью распродали очень качественную подборку книг с автографами поэтов-шестидесятников, и это смело можно отнести к успехам организаторов. Так, машинописные стихи В. Н. Некрасова с автографом автора и с иллюстрацией «Барак № 2» Оскара Рабина (лот 64) и подборка из пяти книг с автографами Г. Сапгира и В. Левинзона (лот 65) ушли в зал в среднем в два раза выше старта, за 24 и 22 тыс. руб. соответственно. А рукописный сборник стихов поэта лианозовской группы Игоря Холина (лот 66) и вовсе в ходе розыгрыша между двумя участниками в зале, телефоном и заочной ставкой подорожал в 3,5 раза, т.е. со старта в 20 тыс. руб. был продан за 70 тыс. руб. игроку в зале.
Стринг «Культура. Искусство. Иллюстрированные издания» из 19 лотов был распродан на 47 % по лотам и почти на 100 % от среднего эстимейта, выручка составила 615,5 тыс. руб. Дороже всего в этом стринге покупатель заплатил за рукописную книгу «Песнь Соломона» (Das hohelied Salomos) (1930-е) на немецком языке с рисунками Марии Лагорио (лот 85, эстимейт 100–150 тыс. руб.). Со старта в 110 тыс. руб. лот был разыгран между участниками в Интернете и продан победителю за 180 тыс. руб. Еще одной покупкой из категории «выше 100 тысяч рублей» (всего их было 7) стал один из топ-лотов аукциона — четырехтомная «История живописи» А. Н. Бенуа 1912–1916 годов (лот 77). Со старта в 110 тыс. руб. лот подорожал до 140 тыс. руб., за которые и достался новому владельцу.
Раздел «География. Местности. Монастыри и храмы» хоть и показал довольно средний уход (37,5 %) по лотам, но по деньгам (101 тыс. руб.) собрал почти 70 % от среднего эстимейта. Больше половины этой суммы, впрочем, принес один единственный лот — французское иллюстрированное издание «Путешествие на Север Азиатской России, на Ледяное море, на Анадырское море и к берегам Америки, предпринятое по указанию Императрицы Екатерины II с 1785 до 1794 года командором Биллингсом…» 1802 года (лот 87), ушедшее по стартовой цене в 60 тыс. руб.
Подборка изданий русской эмиграции была распродана на 40 % на общую сумму 215,7 тыс. руб. (79,9 % от среднего эстимейта). Обошлось без рекордов, однако была зафиксирована одна из самых результативных (рост цены молотка в 4 раза относительно старта) сделок дня. Рукопись «Люстихи» (1965) шестидесятника и одного из создателей «барачной поэзии» Генриха Сапгира (лот 105) со старта в 20 тыс. руб. по заочной ставке в борьбе двух участников в зале и интернета подорожала до 80 тыс. руб., за которые и ушла в зал.
После книг раздела «Русская эмиграция» наконец настала очередь раздела эротики, продажи в котором принесли организаторам сразу два самых высоких результата прошедшего аукциона. Первую цену дня показала живописная композиция «Леда и лебедь» (1920–30-е) Анатолия Кайгородова (лот 123): топ-лот стринга «Эротика» достался новому владельцу по старту, за 400 тыс. руб. по заочной ставке. Так же заочно, но уже не по старту, а с торгом в два шага ушел и «номер два» в виртуальном топе самых дорогих работ прошедших торгов. Речь об лейпцигском иллюстрированном издании «Любовь» Михая Зичи 1911 года (лот 120). Стартовав с 200 тыс. руб. по заочному биду, книга ушла в новые руки за 240 тыс. руб.
В раздел графики, завершавший каталог, вошло 17 лотов — тиражные и оригинальные работы, подборки винных этикеток, экслибрисов и даже несколько меню и приглашений. Продано в разделе 70 % (12 из 17) лотов на общую сумму 235 тыс. руб., или 51,47 % от среднего эстимейта раздела. Большую часть лотов (9 из 12), почти не торгуясь, купил интернет. Однако самая дорога покупка стринга была совершена по телефону: подборку из 17 иллюстраций Анатолия Каплана к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» (лот 156) один из участников торгов купил по стартовой цене 150 тыс. руб.
Итоги прошедшего аукциона дома «Антиквариум» смело можно записать в число уверенных рабочих результатов. Вероятно, если бы удалось избежать досадных организационных огрехов, общие итоги торгов могли бы быть и выше. Следующие торги «Антиквариума» пройдут в предновогоднюю неделю, 23 декабря. О результатах мы обязательно сообщим.