Борис Гребенщиков (БГ) – значимое имя для нескольких поколений россиян. Мы ценим одного из отцов-основателей русского рока, лидера легендарного «Аквариума» не только как тонкого мелодиста, мастерски синтезирующего оригинальную составляющую с музыкальным наследием предшествующих эпох – от древнерусских напевов до кельтских застольных песен, — но и как самобытного поэта, метафоричные и подчас загадочные тексты которого неразрывно связаны с его музыкой. Еще Андрей Вознесенский высоко оценивал БГ-поэта, отмечая, что тот «бережен к слову (…) следует не только школе ироников Заболоцкого и Хармса, но и волевому глаголу Гумилева». Однако, музыкой и поэзией таланты БГ далеко не исчерпываются, и, быть может, для многих станет открытием тот факт, что лидер «Аквариума» является и художником.
Впрочем, многие музыканты известны увлечением живописью – достаточно вспомнить Пола Маккартни, Боба Дилана, Мэрэлина Мэнсона, Сергея Шнурова. Сам БГ говорит следующее: «Рисовать я начал раньше, чем писать музыку. Первую картину я написал перед тем, как написал песню «Стучаться в двери травы», в 1976 году… Я никогда не учился рисовать, так же, как и писать музыку». Впервые в ипостаси художника Гребенщиков предстал широкой публике в 1985 году, на первой официальной выставке «Митьков» — ленинградско-петербургского содружества художников, которых объединяло несколько ироничное, простодушное отношение к собственному бытованию, что и находило отражение в их жизнерадостных работах. Дмитрий Шагин, один из лидеров движения, вспоминал, что БГ — свой человек в художественной тусовке — интересовался у него техническими деталями: как натянуть холст и правильно развести краску. Картины БГ этого периода отражают характерные особенности «Митьков» – веселый и пестрый примитивизм, обыгрывание идеологем и городского фольклора. В те же годы БГ общался и с кругом «Новой Академии» Тимура Новикова — видными представителями ленинградского экспрессионизма. Гребенщиков-художник не стоял на месте. Вбирая различные влияния, трансформировались мотивы и художественный язык его живописи — на смену митьковской наивности приходили реалистические пейзажи, многосложные, полные аллюзий, абстракции, наконец, эксперименты с фотографией.
Сам БГ к плодам своего живописного творчества относится с иронией, замечая, что «говорить о том, что на меня влияет, к примеру, Моне, нелепо, потому что я совсем не умею рисовать». Тем не менее, художник Гребенщиков известен и представлен на арт-рынке. Не обходят стороной его творчество и галеристы: в частности, в 2013 году выставка «Внутреннее свойство пейзажа», приуроченная к 60-ти летнему юбилею БГ, проходила в Московском музее современного искусства(ММОМА) и пользовалась заслуженным вниманием. БГ признается, что его картины неплохо продаются и иногда даже доходы от хобби – живописи, позволяют ему заниматься главным делом жизни– музыкой. Рецепт творческого инсайта, по его словам, прост, как просто все гениальное – хорошее настроение и яркие переживания. Мы – дети быстрого цифрового века – привыкли «останавливать мгновения» нажатием на дисплей гаджета, БГ же исповедует иную философию — переживать мгновение заново, воссоздавая его на холсте.
В амплуа художника Борис Гребенщиков предстанет на торгах московского аукционного дома «Антиквариум», который состоится 18 февраля, где будет выставлена картина «Ковбой в прериях», относящаяся к раннему, «митьковскому» периоду. По словам художника Александра Флоренского, эта картина впервые выставлялась на квартирной выставке в мастерской Виктора Тихомирова в 1986 году и была предложена автором Флоренскому в обмен на одну из его работ, пишет Михаил Карташев.