Отмененное «Чудо»

«Чудо в Оденсе»  — сценарий невоплощенного фильма Сергея Параджанова о жизни Ганса-Христиана Андерсена, написанный в начале 1970-х гг.  Последняя работа режиссера перед арестом и тюремным сроком, продлившимся более четырех лет.  В качестве соавтора сценария указан Виктор Шкловский—друг Параджанова и куратор от Госкино. Режиссер пошел на такой шаг, чтобы минимизировать проблемы с цензурой. Параджанов и Шкловский решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Ход оказался удачным: после многочисленных отказов ряда киностудий, опасавшихся работать с «проблемным» режиссером,  творческое объединение «Экран» Гостелерадио СССР поддержало постановку фильма в телевизионном варианте на производственной базе киностудии «Арменфильм».

Сценарий выстроен по структуре андерсоновской сказки «Оле-Лукойе»: пролог и семь частей-дней. По замыслу режиссера, биография великого сказочника и сюжеты его сказок должны были  быть сплетены неразрывной нитью. Поэтому Параджанов соединил в едином образе автора и его персонажа — Андерсена и Оле-Лукойе. Главная роль предназначалась Юрию Никулину. «Никулин — удивительный человек—читаем в одном из тюремных писем режиссера к Лиле Брик и Василию Катаняну—Прекрасный художник, и, к сожалению, не удалось (ему) сняться у меня в роли Андерсена. Он — Сирано де Бержерак, а не хохмы, которые он изображает на соцэкране».

Съемки запущенной в производство картины не состоялись из-за ареста Параджанова в Киеве в декабре 1973 года. Из письма Параджанова генеральному прокурору Украинской ССР от 9 января 1974 года: «…Прошу Вас приостановить меру пресечения, прекратить следствие в связи с моим полным признанием обвинения. В период с 17 декабря до сегодняшнего дня у меня нет претензий к следствию. А наоборот, есть благодарность за внимание и такт, проявленные ко мне следствием и охраной. Я обязуюсь перед Вами и следователем Евгением Васильевичем Макашовым прекратить свое поведение, вернуться в искусство и создать выдающийся фильм "Чудо в Оденсе"»..

Фильм так и не был снят.  Драматические переживания режиссера по поводу нереализованного замысла, который должен был стать знаковой вехой в его творчестве,  нашли отражение в  известном коллаже Параджанова «Прощание с Андерсоном» (1983).