В цельнокожаном переплете эпохи. На передней крышке альбома золотым тиснением имя владельца и дата. Тройной золотой обрез. Дарственная надпись Бориса Пастернака от 30-го сентября 1907-го года, находится на десятой странице альбома. Её оформление отличается продуманностью, композиционным равновесием; всё свидетельствует о том, что Борис Пастернак весьма серьезно отнесся к просьбе хозяина альбома написать что-нибудь на память. В верхней части страницы начертаны объединенные попарно акколадой четыре нотных стана, на последнем поверх нотных линеек наискосок видна разборчивая подпись: Б. Пастернак. Нотная запись (как установили преподаватели Нижегородской консерватории) не совпадает ни с одним известным на сегодня музыкальным сочинением Пастернака, но в целом этот фрагмент характерен для периода пастернаковского поклонения Скрябину. За нотной записью следует текст: «Пусть красота вне тебя будет твоим высшим стимулом, а красота внутри тебя, – твоей высшей целью; тогда ты узнаешь, какой глубины может достигнуть страдание». Эта часть автографа подписана инициалами БП; буквы наложены друг на друга, и петли литеры Б образуют скрипичный ключ. Артистизм монограммы обличает руку художника. Показателен также визуальный параллелизм частей автографа: если музыкальная фраза как бы продолжается фамилией начинающего композитора, то философский афоризм сопровождается «музыкальной» монограммой. Кажется, что музыка и философия сопрягаются здесь самым естественным образом; нет признаков необходимости выбора между двумя пристрастиями одаренного юноши. В жанре максимы отразились ранние философские увлечения Пастернака. Источник его вдохновения можно определить достаточно точно: это трактат Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», который мог быть прочитан и в подлиннике, и в знаменитом фетовском переводе, и в привлекшем всеобщее внимание переводе Ю. Айхенвальда. Шопенгауэр входил в круг философских интересов Скрябина, что, возможно, явилось первоначальным импульсом для самостоятельных штудий Пастернака. Среди прочих записей, сделанных в альбоме, можно особо отметить две, авторства поэта Вадима Шершеневича (одноклассник Евграфа Курлова). Одну под своей фамилией, вторую под псевдонимом Wadimes. Далее записи Веры, Элы и Юрия Шор, детей известного в Москве и России музыканта. Кроме того в альбоме есть запись Сергея Листопада (Шестова), сына философа Л.И. Шестова. Сергей Листопад был так же знаком с Борисом Пастернаком, о чем последний писал в «Охранной грамоте»: «Меня заклял отказаться от этой мысли [ухода на фронт] сын Шестова, красавец прапорщик. Он с трезвой положительностью рассказал мне о фронте, предупредив, что я встречу там одно противоположное тому, что рассчитываю найти». Альбом Георгия Курлова позволяет выдвинуть гипотезу, связанную с романом «Доктор Живаго». Дело в том, что братьев Курловых звали Георгий (в домашнем обиходе – Юрий) и Евграф. Такие же имена носят и главные герои романа, братья Живаго. Вряд ли это случайное совпадение, поскольку и сама пара имен не самая распространенная, и трагическая биография младшего из Курловых, Евграфа, который вероятней всего сгинул в застенках ОГПУ, в романе тоже неким образом отражена. Анализ дарственной надписи и нотной записи сочинения были представлены профессором факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Леонидом Юрьевичем Большухиным на конференции славистов в американском Стэнфорде, в 2015 году.
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — писатель, поэт, переводчик. Один из крупнейших поэтов XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893-1942) — поэт, переводчик. Один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
Эстимейт
-
Стартовая цена:
Начало аукциона:
Количество просмотров
лота :