«Чудо в Оденсе» — сценарий невоплощенного фильма Сергея
Параджанова о жизни Ганса-Христиана Андерсена, написанный в начале 1970-х гг. Последняя работа режиссера перед арестом и тюремным
сроком, продлившимся более четырех лет.
В качестве соавтора сценария указан Виктор
Шкловский—друг Параджанова и куратор от Госкино. Режиссер пошел на такой шаг,
чтобы минимизировать проблемы с цензурой. Параджанов и Шкловский решили
воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием
соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в
заполнении эфира. Ход оказался удачным: после многочисленных отказов ряда
киностудий, опасавшихся работать с «проблемным» режиссером, творческое объединение «Экран» Гостелерадио
СССР поддержало постановку фильма в телевизионном варианте на производственной
базе киностудии «Арменфильм».
Сценарий выстроен по структуре
андерсоновской сказки «Оле-Лукойе»: пролог и семь частей-дней. По замыслу
режиссера, биография великого сказочника и сюжеты его сказок должны были быть сплетены неразрывной нитью. Поэтому Параджанов
соединил в едином образе автора и его персонажа — Андерсена и Оле-Лукойе. Главная
роль предназначалась Юрию Никулину. «Никулин
— удивительный человек—читаем в одном из тюремных писем режиссера к Лиле
Брик и Василию Катаняну—Прекрасный
художник, и, к сожалению, не удалось (ему) сняться у меня в роли Андерсена. Он
— Сирано де Бержерак, а не хохмы, которые он изображает на соцэкране».
Съемки запущенной
в производство картины не состоялись из-за ареста Параджанова в Киеве в декабре
1973 года. Из письма Параджанова генеральному прокурору Украинской ССР от 9
января 1974 года: «…Прошу Вас
приостановить меру пресечения, прекратить следствие в связи с моим полным
признанием обвинения. В период с 17 декабря до сегодняшнего дня у меня нет
претензий к следствию. А наоборот, есть благодарность за внимание и такт,
проявленные ко мне следствием и охраной. Я обязуюсь перед Вами и следователем
Евгением Васильевичем Макашовым прекратить свое поведение, вернуться в
искусство и создать выдающийся фильм "Чудо в Оденсе"»..
Фильм так и не был снят. Драматические переживания режиссера по поводу
нереализованного замысла, который должен был стать знаковой вехой в его
творчестве, нашли отражение в известном коллаже Параджанова «Прощание с
Андерсоном» (1983).