Родченко и Степанова на переломе

Отпечаток знаменитой  фотографии 1920 года  крупнейших представителей русского авангарда - на аукционе 9 ноября. 

Супруги Александр Родченко и Варвара Степанова всю жизнь работали вместе. Роль творческого лидера, генератора идей принадлежала Родченко, а Степанова была великолепным исполнителем и организатором — именно она устраивала переговоры, вела деловую переписку и документацию мастерской. 

Познакомились они в 1914 году  в Казани, где оба учились в художественной школе. Позже в дневнике Родченко назвал знакомство встречей родственных душ, которые интересовались и стремились к одному и тому же. Вскоре Степанова уехала по семейным обстоятельствам в Москву. Больше года их отношения с Родченко существовали как эпистолярный роман. Не выдержав разлуки, в 1916-м он отправился в Москву.

Довольно долго им пришлось вместе скитаться по съёмным углам. Степанова вспоминала, что одно время они жили в крошечной комнатушке: копоть от печки, духота, и если кто-то один ходит по комнате, то другой должен при этом залезать на кровать, иначе — не разойтись. Но любовная лодка не разбилась о быт. Напротив -  совместные испытания закалили начинающих художников. 

В 1920 году и Родченко, и Степанова написали по автопортрету.  Максимально обобщенные, огрубленные и геометризованные,  они сознательно лишены портретного сходства и психологических характеристик. Родченковская работа была  решена в «мужском» синем цвете, а степановская — в розовом и желтом. Обе работы стали итогом пройденного пути от интереса к импрессионизму до  увлечения кубофутуризмом. 

На следующий год во время выставки «5 × 5 = 25» вместе с Александрой Экстер, Любовью Поповой и Александром Весниным они объявили о завершении занятий станковой живописью и переходе в производственное искусство. 


#родченко #варварастепанова #конструктивизм #фотография #футуризм